Год назад российским школам было предоставлено право самостоятельно устанавливать нормы в одежде для своих учеников. Большинство самарских учебных заведений присоединились к федеральному тренду. Но нашлись и такие, кто смог отойти от «уравниловки» и, не нарушая буквы закона, сделал ставку на индивидуальность своих воспитанников.
Из истории вопроса
Наверняка многие родители нынешних школьников помнят, как когда-то с гордостью носили наглаженные белоснежные рубашки, темно-синие пиджаки с брюками, черные юбки и гипюровые фартуки с кружевами. Те, кому довелось быть принятыми в пионеры и хотя бы раз надеть красный галстук, до сих пор относятся к этим атрибутам счастливого, беззаботного детства с особым трепетом. А еще многие помнят, как в 1992 году традиционная школьная форма в России перестала существовать.
Так в одночасье рухнула целая эпоха, восстанавливать традиции которой начали лишь спустя 20 лет. Ровно столько понадобилось, чтобы 18 октября 2012 года на встрече с активом Общероссийского народного фронта глава государства Владимир Владимирович Путин предложил регионам вновь подумать о введении школьной формы единого образца.
Решить вопрос о законодательном введении в России школьной формы президент России поручил правительству в 2013 году — после того, как в СМИ началась дискуссия о форме одежды учащихся. Тогда же "Единая Россия" внесла в Госдуму соответствующий законопроект, который оставлял за регионами право на определение вида школьной формы. Техрегламент на нее был принят в 2014 году, в нем были прописаны требования к составу тканей и фасонов. "Принято решение, в том числе на уровне технического регулирования, чтобы мы могли обеспечить заказы для наших предприятий российских от школ, от муниципальных образований", — заявил тогда министр торговли и промышленности Денис Мантуров.
Права и обязанности
Так как же сегодня, накануне нового учебного года, обстоят дела с этим вопросом в Самарских школах? По мнению заместителя министра образования и науки Самарской области Надежды Колесниковой, на федеральном и региональном уровнях разработаны рекомендации к школьной форме с 1 по 11 классы. "Именно рекомендации, - делает акцент замминистра. - Они совпадают с тем, что мы называем офисным стилем одежды. Но какая конкретно должна быть форма, определяет каждое учебное учреждение. Ее могут шить на заказ, либо организованно закупать, либо же сами родители могут приобретать сами». Вместе с тем, по словам Надежды Колесниковой, предъявлять жесткий требований к тому, какого именно фасона и цвета одежду должен носить ученик, юридического права школа не имеет. "Родители могут приобрести для своего ребенка школьный костюм, соответствующий заданным требованиям, в любом магазине или даже сшить его самостоятельно".
В действительности же дела обстоят немного иначе. В большинстве самарских школ мальчикам уже несколько лет как «прописан» серый костюм "тройка", девочкам — юбка, жилет и сарафан. При этом от родителей первоклашек и более взрослых школяров все чаще можно услышать жалобы, что, мол, в классе действует единая установка: приобретать одежду, к примеру, в 83-й секции рынка "Караван". Есть и другие "рекомендованные" точки, например, ателье "Престиж" на ул. Молодежная, 9. Несмотря на то, что средний чек в этом году там составляет всего от 3 до 5 тысячи рублей, многих родителей это наводит на тревожные мысли о коррупционной составляющей. Но в итоге они все равно идут и покупают школьную форму именно там, куда их направляют учителя. "Что поделаешь, - говорит мама одного из учеников 176-й школы, - если пойти против системы, на последнем звонке или линейке в День знаний твой ребенок, одетый «не как все» окажется в заднем ряду, или его вовсе попросят не приходить на праздник".
За или против?
Как отмечает самарский психолог, заведующий кафедрой социальной психологии СамГУ Сергей Березин, унифицированная форма в школах — это не так уж и плохо. "Введение обязательной школьной формы не несет угрозы для развития индивидуальности подростков. Индивидуальность формируется не одеждой, а возможностью быть услышанным и понятным, когда ты высказываешь свое мнение. Гимназисты и студенты в царской России носили форму и именно эта социальная среда кипела вольнодумными идеями и рождала революционеров». Более того, по словам Сергея Березина введение школьной формы направлено на снижение давления очень многих негативных факторов, связанных с экономическим состоянием семей учеников. "Форма – это явление многофункциональное, но, прежде всего, это знак принадлежности человека к определенной социальной группе. Если получит сделать так, что ношение школьной формы станет обязательным для всех, и дети будут гордиться соей школой, то это окажет значительное позитивное влияние на развитие личности учащихся. Если же получится так, что форму введут, а требовать выполнения этой нормы не будут, и в конце концов ходить в школу опять можно будет как кому вздумается, это станет очередным событием, подрывающим уважение к норме как таковой".
С мнением психолога согласны и педагоги. "Школьная форма повышает дисциплину, - уверен директор МБОУ СОШ №33 г.о. Самара Евгений Подкорытников. - У учащихся появляется понимание о дресс-коде, о том, что определенный вид одежды обязывает к соответствующему поведению, придает ощущение единства в среде тех, кто одет в аналогично".
Впрочем, по мнению Евгения Подкорытникова, даже самый завершенный вариант школьной формы (например, костюм-тройка у мальчиков) не сможет завуалировать разницу в состоятельности семей, если, например, один ребенок на перемене разговаривает по телефону последней модели стоимостью полсотни тысяч рублей, а у другого ребенка телефона и вовсе-то нет. "Поэтому мы пришли к компромиссу, популярному во многих школах: опросив мнение родителей и учащихся, мы ограничились обычным жилетом типа "пуловер-безрукавка", окрашенным в цвета герба школы. Такой расклад устроил учащихся в том, что минимальное количество форменной одежды в виде жилета не сильно задевает индивидуальность учащихся и позволяет им самовыражаться в пределах разумного, а также потому, что ношение жилета не утомляет в течение в всего учебного дня", - рассказал нам директор 33-й школы.
Поддержать отечественное
Сегодня официально в реестре министерства промышленности и технологий Самарской области значится семь организаций легкой промышленности Самарской области, выпускающих (в том числе) школьную форму. Из них только одна представлена в федеральном реестре производителей школьной формы — это тольяттинская компания "Василина", которая специализируется в большей степени на белье и домашнем трикотаже. Второе предприятие, производящее одежду для школьников и рекомендованное на уровне Российской федерации — это торгово-производственная компания SchoolDressCode, данные о которой, к сожалению, невозможно найти ни в одном из официальных источников.
Между тем, существуют и другие крупные компании, которые успешно работают на региональном рынке детской одежды. Например, дом моделей Маши Горячевой, который имеет собственное производство и широкую сеть магазинов — как в Самаре, так и в Тольятти. На протяжении последних двух лет компания обеспечивает школьной формой учеников 11-й гимназии и Университета им. Наяновой. В этом году к Маше Горячевой с заказами обратилось более 200 самарских первоклашек. И явно будет больше — фабрика уже направила документы на участие в государственной федеральной программе "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Впрочем, по словам самой Марии Горячевой, во главу угла ее предприятие ставит не вопрос массовости, а индивидуальность и престиж. "Мы не можем "прогибаться" под строгие рамки, которые выдвигают большинство директоров самарских школ, - говорит директор самарского дома моделей. - Поэтому сразу скажу, заявки мы берем не у всех. К примеру, университет Наяновой. По сути нами был разработан корпоративный стиль учебного заведения, и варианты представленной нами одежды сама Марина Венедиктовна сегодня не называет школьной формой. Мне было приятно и важно работать с ее университетом, во-первых, потому что я сама его выпускница, а во-вторых, я понимаю, насколько он отличается от других самарских школ. И поэтому никаких стандартных ограничений, как "черная юбка - карандаш, белая блузка — и все", здесь не было. Мы предоставили порядка 20 разных авторских моделей для малышей и для старшего звена. И каждый из них приходил к нам на примерки, для каждого ученика мы отшивали индивидуальный комплект".
Марина Наянова, ректор университета им. Наяновой:
- У нас в образовательном учреждении приветствуется официальность и корпоративные цвета: синий, белый, голубой. Строгий стиль одежды помогает создать деловую атмосферу, необходимую для занятий, он дисциплинирует человека, позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.
К нам обращались со своими предложениями школьной формы многие производители одежды из разных регионов. В то время как проект, представленный самарским домом моделей Маши Горячевой — свыше 15 различных комбинаций нарядов - это не унифицированная форма, а уникальный корпоративный стиль одежды. Альтернатив такому предложению не было. Главной задачей при разработке моделей было то, чтобы носилась эта одежда с удовольствием, и по прошествии времени мы видим, что она действительно пользуется большим спросом среди наших учащихся.
Последние комментарии
Если выбирать интеллектуальный спорт, то лучше заниматься игрой Го. Это сбалансированней чем шахматы для развития логики и образного мышления. В Самаре вроде есть клуб Го.
Лучше начинать учиться с первого класса, потому как в старших уже не до этого, а музыкалку оканчивают к восьмому классу, - многие бросают из-за нагрузок, и дети в это время из более "мягкого пластилина" - легче лепить "Кабалевского".