Я выбрала для смены субботний день — гостей больше всего по выходным. Открытие в 10:00, но приехать пришлось за полчаса, чтобы прогреть "машинку". Служебный вход, в который по ошибке любят входить гости, открывает мой кофейный наставник — бариста Максим. И вот над мокрой Ленинградкой загорается вывеска Wake cup coffee с изображением сонного рыжего кота…
Кофейня располагается в помещении площадью 15 квадратных метров. Раньше тут продавали шаурму, поэтому стабильно за смену кто-то заходит и спрашивает, не заворачиваем ли мы мясо в лаваш.
Прямо напротив — пекарная, по диагонали — блинная, почти за стенкой — сетевая кофейня, прямой конкурент. И это только небольшой отрезок пешеходной улицы. Все потому что аренду с хорошим трафиком и приличным состоянием помещения за адекватные деньги в Самаре найти очень трудно.
Первый гость зашел через пять минут после открытия. Два маленьких капучино. Все как учили — перемолоть зерна, сформировать из этого "таблетку" (это называется темперовка, кажется) и сделать эспрессо. Остается только вспенить молоко. У меня трясутся руки и, кажется, что мои действия непростительно медленные. Отдаю заказ и неуверенно желаю хорошего дня. Тут вступает мой учитель: "Где уверенность в голосе? Бариста должен разговаривать с гостем, поднимать ему настроение, даже если он сам не в духе. И не надо бояться гостей, они же не кусаются".
Следующая чашка кофе уходит "постояннику" Анатолию. Он всегда берет сырный кофе, так что я сразу приступаю к готовке.
К ощущению чьего-то ожидания по другую сторону кофемашины я привыкаю только к шестому гостю.
Через три часа после начала смены Максим решает оставить меня наедине с кофейней на целый час. Через 15 минут после его ухода на пороге появляется гостья. "Два латте, пожалуйста. Но я очень спешу!" Я вскакиваю с места, делаю все по инструкции. Но когда начинаю делать заказ, понимаю, что машинка не подает воду в таблетку. Звоню Максиму:
— Машинка не дает воду, что делать?
— Давление упало, наверное. Сейчас приду.
Так я потеряла первого гостя. Поскольку про давление я знаю только то, что оно бывает атмосферным, и его можно измеряют тонометром, мне оставалось только ждать бариста. Впрочем, из-за дождливой и прохладной погоды гостей в этот день было немного, так что этот инцидент оставил без кофе только одну девушку.
Но вот в приоткрытую дверь заглядывает другая девушка и просит сделать ей капучино без пенки. Я непонимающим взглядом смотрю на бариста. Капучино без пенки — это как стейк без мяса. Однако это вкусовые предпочтения гостя. Поэтому в эспрессо мы просто добавляем теплое молоко.
В попытках осчастливить всех вкусным кофе я не сразу заметила, что молока почти не осталось. Поэтому мой учитель снова меня покинул. Кстати, в неделю здесь расходуют до 36 упаковок этого продукта. А еще от трех килограммов кофе, который закупают у местных обжарщиков.
К восьми вечера на улице почти никого не остается. Пора подводить итоги. На мою десятичасовую смену пришлось всего восемь гостей. Наверное поэтому я не чувствовала себя особо уставшей. Ребята рассказывают, что бывают дни, когда посреди затишья заваливается целая группа студентов из медицинского университета, и нужно сразу запомнить, кто что хочет, всех правильно рассчитать и вбить нужные суммы в кассу.
Мы отключаем машину, закрываем жалюзи, убираем посуду. К закрытию приехал владелец кофейни — Дима. Про себя резюмирую, что мне работа понравилась, и ради интереса, спрашиваю:
— А сколько примерно нужно средств, чтобы открыть кофейню в Самаре?
— От трехсот тысяч.
Сумма по нынешним меркам небольшая. Но прибавьте к этому тех, кто будет заказывать у вас эКспрессо и спрашивать про шаурму — получается уже не так радужно. Но голова уже не хочет решать такие сложные задачи. Поэтому я забираю свои "стажерские" и ухожу домой. До следующей встречи, Wake cup coffee!
Посещаемость зависит от множества факторов. Если это начало месяца, когда у людей еще не потрачена зарплата, и хорошая погода, бариста делает около 50-60 чашек в день. И это при среднем чеке в 134 рубля. При нем же окупаемость кофейни составляет от шести месяцев.